Київське міське товариство греків ім. Костянтина Іпсіланті
Громадська організація «Союз греків України»

Греческая революция началась на украинских землях. О роли и судьбе главаря «Филики Этерия» Александра Ипсиланти

Греческая революция началась на украинских землях. О роли и судьбе главаря «Филики Этерия» Александра Ипсиланти

Ежегодно в Греции 25 марта отмечают День независимости. Эта дата связана с началом восстания греков против турок-османов, которое началось в конце зимы - в марта 1821 года и продолжалось до 1829-го. Эти события также получили название Греческой революции или войны за независимость. В этом году исполняется 200-летний юбилей указанных событий.

Закономерно, что в Греции широко отмечать эту дату. Руководство же России решило воспользоваться таким событием в пропагандистских целях. На празднование 200-летия Греческой революции в Афины якобы собирается ехать российский президент Владимир Путин. Также Россия и Греция договорились в 2021 провести «перекрестный» Год истории Греции и России.

Конечно, можно говорить, что имперская Россия имела отношение к Греческой революции. Однако участие российского руководства в ее событиях была однозначной. Россия в течение длительного времени (в XVIII и в начале XIX в.) вела постоянные войны с турками. Ей удалось отобрать у них Северное Причерноморье, покорить Крымское ханство, которое было вассалом Турции. Россия пыталась распространить свое влияние также в вассальных Турции Дунайских княжествах - Молдавии и Валахии. А в перспективе - проникнуть на Балканы, захватить проливы Босфор и Дарданеллы. И, таким образом, «замкнуть» на себе Черное море.

Российское имперское руководство даже вынашивало проект Новогреции - создать на территории Османской империи Греческое государство, каким бы правили представители дома Романовых. Хотя этот проект было проблематично реализовать, но определенные шаги в этом направлении предпринимались. Поэтому в России на высоких государственных должностях, в армии оказалось немало греков - к тому же таких, которые происходили из зажиточных, аристократических семей. Например, грек Каподистрия (1776-1831) был управляющий делами Министерства иностранных дел Российской империи. В 1827 г.. Был избран первым президентом Греции. Генералом в российской армии служил Александр Ипсиланти (1792-1828), который, собственно, начал борьбу за независимость Греции.

Однако Россия, играла основную роль в консервативной международной организации Священный союз, созданной в 1815, выступала против революционных движений. А таким движением и была борьба за независимость Греции. Поэтому в начале Греческой революции российское руководство ее осудило. С таким официальным осуждением, в частности, выступил упоминавшийся Каподистрия.

Сама же Греческая революция началась на украинской территории. Здесь еще с середины I тысячелетия до нашей эры селились греки, основывая свои города-колонии. Некоторые из них (Ольвия, Феодосия, Тира, Херсонес) были значительными и оказывали влияние на исторические процессы в Северном Причерноморье. Даже после того, как греческие города-колонии сошли с исторической арены, греки и дальше жили и живут поныне на украинских землях. Во время Греческой революции немало состоятельных греков проживало в Приазовье, в частности, в украинском городе Таганроге. Они оказывали заметную финансовую помощь повстанцам. 

Еще в 1814 году в Одессе греческие патриоты Николаос Скуфас, Эммануил Ксантос и Афанасий Цакалов создали тайное общество «Филики Этерия», которое имело целью организовать вооруженное восстание в Греции и начать войну за независимость. Его филиалы появились и в других городах, в том числе и в Стамбуле-Константинополе.

В 1820 году эту организацию возглавил Александр Ипсиланти. Его уговорили сделать это представители от Пелопоннеса - региона Греции, где существовали самые сильные революционные настроения. Пелопоннесцы надеялись, что Александр Ипсиланти будет действовать решительно. И действительно, 13 октября 1820 он созвал в Измаиле совещание «Филики Этерия», на которой решили начать восстание. Как видим, решение начать Греческий революцию приняли в Украине.

Александр Ипсиланти считал, что сначала надо поднять восстание в Дунайских княжествах, а оттуда через Македонию пробиваться в Грецию. Это было обусловлено следующими соображениями. В то время Османская империя не имела права вводить свои войска в Валахию и Молдавию без согласия России. Если бы турки ввели туда войска, то Россия могла объявить им войну. Итак, поддержала повстанцев. Если же турки обратятся к России, чтобы им дали согласие ввести в Дунайские княжества войска, то это бы заняло немало времени. Повстанцы же тем временем могли добиться нужных им успехов и со своим войском прорваться в Грецию. Александр Ипсиланти также надеялся на поддержку в Валахии и Молдавии, ведь его отец был правителем этих княжеств. К тому же в этих княжествах заметно выросли антитурецкие настроения.

В двадцатых числах февраля 1821 руководитель «Филики Этерия» со своими братьями и группой сторонников покинул территорию Украины и прибыл в Яссы - в то время столичного города Молдавского княжества. Его поддержал молдавский господарь Михаил Суццу. 24 февраля в Яссах Александр Ипсиланти обратился к повстанцам с воззванием «В бой за веру и отечество», после чего немало греческих патриотов прибыло в его лагерь.

Восстание распространилось на Валахию, где местные бояре были недовольны кандидатурой нового их хозяина, назначенного турками. Отряд во главе с Саввой Кашенари занял Бухарест.

Однако Александру Ипсиланти не удалось прорваться в Грецию, где 25 марта началось восстание. Ударом для главаря «Филики Этерия», в частности, стало то, что 9 марта 1821 был уволен со службы в российской армии. Тем самым российское имперское руководство дало сигнал, что оно не поддерживает повстанцев. Последних это в значительной степени деморализовало. Ведь они надеялись на помощь России.

19 июня 1821 турки разгромили войска Александра Ипсиланти вблизи монастыря Дрогошан. Отсюда вожак греческих повстанцев отправился на территории Австрийской империи, где был задержан представителями власти. Он будто снова «вернулся в Украину». Австрийцы заточили его в замке Паланок в Мукачево. Затем перевели  в чешский город Терезиенштадт. В 1827 г. Александра Ипсиланти уволили. Но, будучи тяжело больным, в следующем году он умер.

Несмотря на то, что Александру Ипсиланти не удалось прорваться на территорию Греции, все же поднятое им восстание в Молдавии и Валахии дало толчок для выступлений в этой стране. Самого же главаря «Филики Этерия» греки почитают как своего национального героя.

Петр КРАЛЮК Газета: №32, (2021) Рубрика: История и Я

Другие новосты

  • Жизнь замечательных греков Украины. Сердца отданные Элладе.
    Культура
    В книгу вошли уникальные исследовательские, документальные и иллюстрированные материалы, которые рассказывают о деятельности выдающихся греческих патриотов, меценатов и просветителей братьев Феодосия, Зоя, Анастасия, Михаила и Николая Зосимов, живших на рубеже XYIII-XIX вв. Авторы очерков увлекательно повествуют о деятельности Нежинского греческого братства, о борьбе греческого народа за национальную независимость, о жизни, благотворительности и книгоиздательской деятельности Зосимов в Украине, России и Греции, об их связях с греческой патриотической организацией "Филики Этерия". Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей греческо-украинских культурно-политических связей в XYIII-XIX вв.
  • 25 марта - 200 летие (1821-2021 гг) независимости Греции
    Культура
    Уважаемые соотечественники! По случаю 200-летия независимости Греции в Афинском концерт-холле «Megaron» состоится концерт вокального ансамбля MEIZON в составе двадцати пяти музыкантов (выполнения Национального гимна Греции), который в связи с мерами предотвращения распространения короновирусных инфекций будет транслироваться в сети Internet. Первая трансляция состоится 25.03.2021 в 20:30 по греческим время на интернет-странице www.megaron.gr и будет доступна в течение 1 недели. Всем желающим насладиться полным исполнением произведения код доступа будет отправлено дополнительно.
  • Послание Заместителя Министра п. Константиноса Власиса по случаю Всемирного Дня Греческой Языки (9 февраля 2021)
    Культура
    Послание Заместителя Министра п. Константиноса Власиса по случаю Всемирного Дня Греческой Языки (9 февраля 2021) День торжества Греческой Языки призван служить не простым напоминанием о непрерывной преемственности нашего языка во времени, но и признанием ее вневременного вклада в формирование глобального мира. Именно в этом признании суть введения ежегодного празднования этого Дня. Греческая Язык существует уже более пяти тысячелетий, начиная от ее первоначальной ранней формы, около 3000 лет до н.э., до сих пор. Несмотря на многочисленные корректировки, которые она понесла в течение веков, она остается той нитью, которая сочетает вехи тысячелетий в целостную историческую временную последовательность. Ее историчность достигает такой глубины во времени, что за ней безапелляционно признают первенство языка, которая первой закодировала высокие лексические референции как по абстрактных, так и по техническим понятий, ввела вселенские ценности, заложила основы и сформировала концептосферу западной цивилизации. Французская ученый-филологиня и еллинистка Жаклин де Ромийи считала, «что если бы Греция попросила исключить из нашего языка греческие слова, которые она нам одолжила, западная цивилизация потерпела бы крах». Этот резерв для нашей страны является непреложным умножителем мягкой, но структурной силы. Греческая Язык - это чувства. Она неразрывно связана с греческой национальной идентичностью, сердцем и умом греков, из-за ее слова узнали магию выражение своего богатого душевного мира. В ее словах они нашли способ консолидироваться во времени и творить. Греческая Язык является языком поэтическим. По праву Греция была отмечена и гордится двумя Нобелевскими премиями, подаренными ей Георгиосом Сеферисом и Одисеасом Елитисом, которые сочетали слова удивительным образом в невероятные образы. Это язык Соломос, который подарил нам гимн «к Свободе», наш Национальный гимн. Отмечая каждый год 9 февраля память нашего национального поэта, мы вспоминаем его слова: «Разве могу я думать о другом, кроме свободы и языка».