Київське міське товариство греків ім. Костянтина Іпсіланті
Громадська організація «Союз греків України»

Корецкий Николай Христофорович,

Заслуженный деятель науки и техники Украины,

доктор наук государственного управления, профессор,

Первый вице-президент ОО "Союз греков Украины",

Председатель ГС "Киевское городское общество греков имени Константина Ипсиланти"

                                                  

                                                  Моя греческая семья

             Все наши предки являются понтийскими греками. Отец - Пападопулос (Papadopoulos) Христофор Николаевич, его братья Савва и Александр, его сестра Елена, наш дед Пападопулос (Papadopoulos) Николай Саввич, наша бабушка Пападопуло (Черкезова) Анна, наш прадед Пападопулос (Papadopoulos) Савва Николаевич родились и выросли в прекрасном греческом поселке Опрети Марнеульского района Грузии.

            Большинство жителей поселка Опрети были в свое время жителями поселков Ахталь и Алаверди Трапезундского вилайета (округа). На этот счет есть архивные документы, проливающие свет на происхождение наших предков как жителей поселка. В одном из них говорится: «В 1854 году священником Опретской греческой церкви был назначен Николай Попандопуло, уроженец Трапезундского округа. Н.Попандопуло родился в 1822 году в селе Авлиани Трапезундского округа. Его дед Димитрий и отец Лазарь были священослужителями в различных греческих селах Трапезундского вилайета (округа) ". Достоверные сведения, что Николай Попандопуло в 1854 году был назначен священником Опретской церкви свидетельствуют о том, что к указанному времени греки этого села сумели выстроить свою церковь над полноводным источником в овраге нижней части Опрети. Эта церковь была освящена во имя святой Богоматери Марии.

            Сегодня, к сожалению, среди всех храмов сохранилась и ведется служба в Опрети только в Церкви Святой Богоматери Марии. Как свидетельствуют семейные предания, Николай Попандопуло, покидая вместе с прихожанами пределы Трапезундского округа под натиском турок, сумел вывезти, сохранить и затем передать, в уже новый храм, уцелевшую церковную утварь, которая долгие годы служила людям. И только в годы Советской власти церковные ценности были конфискованы и вывезены. Архивные документы свидетельствуют: «Во внутренней части в центре церкви установлены три каменные колонны, на которых были переброшены специальные парчовые полотна с вышитым образом Богоматери с младенцем, Святого Лазаря и Христа, распятого на кресте. Указанные полотна были привезены греками из Трапезунда (моим прапрадедом) и хранились в церкви до 1948 года. В указанный год все эти полотна вместе с ценными иконами исчезли навсегда». Николай Попандопуло был одним из 7 братьев, который смог спастись и спасти своих прихожан, а 6 братьев и его родители погибли от рук османов.

Мой прадед Пападопулос Савва Николаевич служил священником церкви Святого Василия в греческом поселке Саркинети. Несколько лет назад, мы вместе с сестрой Викторией, нашли прекрасно сохранившийся храм и могилу, в пределах церкви, нашего прадеда. Если Вы наберете название "Церковь Святого Василия, с. Саркинети", то перед Вами откроются фотографии величественного греческого храма 8 столетия. Который сохранился за долгие годы советского атеизма. При входе в Храм с правой стороны две могилы, которые накрыты гранитными плитами. В одной из них - прах святого для нас, его правнуков, человека, нашего прадеда. Святой не только для нас, но и для многих греков, грузин, всех христиан. На его могилу приезжают помолиться, найти поддержку паломники из всех уголков Грузии.

            Мой дед - Попандопуло Николай Саввич родился 16 декабря 1882. Метрическая книга 1882 Церкви Святого Петра и Павла с. Опрети Марнеульского района (запись на греческом языке) подтверждает его дату рождения и родителей - отца Попандопуло Савву и мать Попандопуло (Ксифилинову- Кавафову) ЮЛИТА Дмитриевна. Юлита Дмитриевна, которая до замужества была Ксифилинова - Кавафова, происходила из знатного рода Ксифилиновых. Из этого рода происходит и семья "известного и дорогого человека для каждого грека - князя Константина Ипсиланти. Кроме сына, в семье прадеда еще было пять дочерей - Екатерина (Каминова), которая была бабушкой моего брата Димитрия, жителя Афин; София (Шармазанова), Маргарита (Алманова), Лемона (Шахназова), Мария. Судьба одной из них, Марии, неизвестна и сегодня. Вместе со своей семьей в 1923 году, в первую волну миграции, она отбыла в Грецию. Николай Саввич прожил короткую и в то  же время - яркую и наполненную жизнь. Окончил Тифлисскую духовную семинарию, Карский университет. Как легенда, в симье передается информация о том, что дед учился в семинарии вместе с "вождем народов" - Иосифом Джугашвили (Сталиным). Уже в 1904 году в свои неполные 22 года он становится членом Социал-демократической партии Грузии. Согласно записей той же Метрической книги Церкви Св. Петра и Павла села Опрети Марнеульского района подтверждается, что Николай Саввич Попандопуло, 28 лет и Анна Анастасовна Черкезова 17 лет венчались 30 июня 1911. На момент бракосочетания Николай Саввич был Смотрителем Карского Греческого классического училища.

Как реликвия, в нашей семье передается фотография учеников училища, среди преподавателей - мой дед. Эта фотография и сейчас всегда с нами. Наступают бурные годы - 1917-1918. Грузия получает государственность и формирует свое первое правительство. Николай Саввич входит в состав правительства демократической Грузии, основной состав которого состоял из членов социал-демократической партии, членом которой он был с 1904 года. В советские времена эту партию называли не иначе, как "меньшевистская". Некоторое время возглавляет Борчалинский Уезд Грузии. Как грек-понтиец, в это же время принимает активное участие в греческом движении, в попытке греков получить свое Понтийское государство, в создании Армяно-понтийской автономии. Всем этим процессам помешала победа большевиков во главе с печально известным Лениным. Который не только на штыках Красной армии принес диктатуру в Грузию, но благодаря его непосредственной финансовой, организационной поддержке младотюрки пришли к власти в Турции и устроили геноцид греческого и армянского народов. Идея государственности, в Грузии, в Армении, у греков-понтийцев была похоронена на многие годы. Только Грузия возобновила свою государственность. Армения занимает только часть своих исторических земель, греки-понтийцы остались без земли, без своих храмов, без государства, разбросанные по всему миру. Большевиками во главе с Берия и Оржоникидзе законное правительство социал-демократов было отстранено от власти в Грузии. Жизнь населения Грузии значительно ухудшилось. Руководители Социал-демократической партии Грузии в августе 1923 года поднимают по всей Грузии восстание против диктатуры большевиков. Красная армия вместе с органами ЧК Грузии жестоко его подавляет. В дальнейшем это восстание советские функционеры назовут "августовской меньшевистскою авантюрой". Николай Саввич принимает самое активное участие в восстании с самого начала и до его подавления. После жестокого подавления восстания, ЧК Грузии проводит массовые аресты. Друзья предупреждали деда, что его должны арестовать и  надо срочно эмигрировать в Грецию. За (встречу с Грецией, но не в таких условиях), он мечтал всю свою жизнь. Уже в декабре 1923 года дед приезжает к семье, которая находилась в с. Опрети, чтобы попрощаться с детьми, а их было пятеро, попрощаться с молодой женой и договориться, как он потом сможет их оттуда (из советской Грузии) забрать в Грецию. Дети (мал мала меньшие, как говорят) попросили отца остаться на одну ночь с ними. А уже рано утром в дом нагрянули чекисты и арестовали деда. И уже на следующий день печально известная тройка приговорила его к расстрелу. В 2000-е годы мы (родные) получили "Списки расстрелянных в августовской меньшевистской авантюре" за подписью тройки "зеленым карандашом" к расстрелу 25 декабря 1923. Всего в списке расстрелянных - 386 человек (представители различных слоев населения: рабочие, учителя, крестьяне, служащие, дворяне, представители различных политических партий и течений). В этом списке отдельно выделены арестованные с Борчалинского уезда. 13 человек с 373 по 386 номер. На первом месте стоит фамилия нашего деда - Попандопуло Николая Саввича, 40 лет, духовного происхождения, члена Социал-демократической партии. Вот так эта "чекистская тройка" одним росчерком "зеленого карандаша" уничтожила 386 -чьих-то отцов, мужей, дедушек. Моя бабушка - Попандопуло (Черкезова) Анна Анастасовна (в метрической книге Церкви Св. Павла и Петра села Опрети Марнеульского района от 1895 года подтверждается, что Анна Анастасовна Черкезова родилась 14 октября 1895 г. Отец - Черкезов Анастасий Полихранович, мать - Домна Федоровна) в неполные 28 лет осталась в эти тяжелые 20-годы 20 века вдовой с маленькими детьми на руках без средств к существованию, без крыши над головой. Она и дети: старший сын, которого по семейной традиции назвали Саввой, мой отец - Христофор (или как в семье называли Христо), его брат - Александр и маленькая сестренка - Елена. Очень трудно им пришлось. Старший Савва, еще несовершеннолетним взял на себя заботу о всей семье и вместо учебы в Европейском университете, как мечтал его отец, вынужден пойти работать на черные работы. Два брата Христофор и Александр оказались в детском доме. Где им пришлось на себе ощутить всю горечь безотцовщины, тем более - отца, которого сделали врагом "трудового народа" и за это  нести всю жизнь ответственность. Для таких детей из семей репрессированных в Советском Союзе не очень открывали двери. Но к счастью, мир не без добрых людей. Друзья Николая Саввича, которые занимали со временем должности в правительстве уже Советской Грузии, помогли детям получить образование, получить высшее образование. Христофор, Александр, Елена закончили педагогический институт. А старший Савва уже в зрелом возрасте - юридический. Савва Николаевич стал в Тбилиси известным адвокатом, который всю жизнь защищал в судебных процессах граждан, которые имели греческое происхождение. Одно из его увлечений было коллекционирование книг по древнегреческой философии, истории и культуре Греции. Всю жизнь, как и его отец, он мечтал побывать на родине предков - в Греции. Но к сожалению, ему это не удалось. Не дожил он до той поры, когда развалился Советский Союз и греки получили возможность выезжать на родину своих предков. Брат Александр всю жизнь отработал на заводе г. Рустави. Сестра Елена Попандопуло (Умудумова) - работала преподавателем начальных классов в школе с. Триалети Цалкинского района Грузии, где директором школы работал ее муж грек Умудумов Сократ. Мой отец - Христофор Николаевич, имел истинно энциклопедические знания, всю свою жизнь отдал школе, работая учителем физики и математики. Но за всю жизнь не смог принять советскую власть, коммунистических функционеров, не мог простить властям то, что они сделали с нашей семьей. Не мог простить расстрела отца, свое сиротство, те порядки, которые установила советская власть. Никогда не сдерживался в  выражениях и сегодня это становится понятным - называл вещи своими именами. За это все, несмотря на высокий профессионализм, ему не давали работать в школе, органы КГБ его преследовали и не давали разрешения на выезд за границу - в Грецию. Об этом тоже мечтал всю свою жизнь.

            Осуществить мечту наших прадедов, дедов, отцов уже удалось нам - их детям и внукам, а также уже нашим детям и внукам. В Греции проживают с 90-х годов семьи моей старшей сестры Нелли, моего брата Георгия, еще многих наших близких родственников. Мы имеем возможность встречаться, радоваться успеху друг друга, путешествовать, вспоминать наших родных и близких.

            Выбрав сначала направление профессиональной деятельности, далекое от учебы других, судьба все равно привела меня в школу, только уже в высшую школу. В университете прошел все ступени от доцента, профессора до заведующего кафедрой, декана, проректора, первого проректора, в. о. ректора национального университета.

Большое значение в моем становлении, как специалиста, имела работа в системе Национальной академии наук Украины - в Совете по изучению производительных сил Украины под руководством академика Данилишина Б.М.

            Моя жена, Корецкая Светлана Александровна, является доктором экономических наук, профессором. Старший сын Александр - кандидат наук. Младший сын Николай закончил магистратуру в Варшавском университете, как когда-то мечтал за образование для своего сына наш дед - Попандопуло Николай Саввич.

            И это является одним из показателей -  насколько советская власть отбросила в развитии наше общество, сколько времени требуется для того, чтобы отдельно взятая семья, ее представители (как когда-то любили говорить - ячейка общества) вновь смогли получать европейское образование, развиваться, быть уверенными в завтрашнем дне, в своем будущем.

Наша история, история одной греческой семье, подтверждает мудрую истину: "Кровь людская - не водица». Через 5-7 поколений, несмотря на все трудности и сложности, войны, геноциды, диктатуры - представители семьи из поколения в поколение передавали свою любовь к земле предков, свою мечту о том, чтобы когда-нибудь стать ногой на Святую для каждого из нас землю - землю Греции. Слава Богу эта мечта осуществляется. Уже в Греции родились внуки моей сестры Нели, дети и внуки моих родственников и надеемся, что и наши внуки родятся на этой Земле. И продолжат нашу семейную историю с радостных и счастливых страниц.

 Литература:

Соня А. Килинкариди. История греческого селения Опрети в Грузии 1810-1920гг. Салоники, 2005 - 224 с.